Тюремная зачистка. Медведев уволил главного тюремщика Москвы и ряд руководителей ФСИН
Указом президента РФ Дмитрия Медведева от должностей освобожден ряд руководителей Федеральной службы исполнения наказаний /ФСИН/, в том числе и начальника столичного управления службы. Представители ФСИН отрицают связь данного указа со смертью адвоката Сергей Магнитского, обвиняемого по делу инвестфонда Hermitage, однако признают, что причиной увольнений стали результаты служебной проверки, выявившей серьезные нарушения в оказании медицинской помощи заключенных.
Директор ФСИН РФ Александр Реймер в эфире радиостанции "Эхо Москвы" подтвердил факт массовых увольнений в руководстве этого ведомства.
В частности, он сообщил, что начальник /ФСИН/ по Москве генерал Владимир Давыдов уволен с занимаемой должности по итогам служебной проверки, которая проводилась по факту смерти юриста инвестфонда Hermitage Capital Сергея Магнитского.
Проверку по факту смерти С.Магнитского президент РФ поручил провести после обращения к нему правозащитников. Следственный комитет при прокуратуре /СКП РФ/ также возбудил уголовное дело по статьям "халатность" и "неоказание помощи больному".
Юрист скончался 16 ноября 2009 г в больнице СИЗО "Матросская тишина", куда его перевели из "Бутырки". С.Магнитский проходил по делу об уклонении от уплаты налогов инвестфондом и являлся единственным арестованным фигурантом дела.
Ранее сообщалось, что заключение судмедэкспертизы базируется на результатах вскрытия тела С.Магнитского, скончавшегося 16 ноября 2009 г в СИЗР "Матросская тишина" после того, как он почти год провел под стражей по подозрению в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. Согласно официальному заключению экспертов, он скончался от острой сердечно-сосудистой недостаточности. Таким же был первоначальный диагноз тюремных врачей. Между тем, по свидетельству адвоката Магнитского Дмитрия Харитонова, его подзащитный был тяжело болен и еще летом в СИЗО у него диагностировали крайне опасную болезнь - панкреонекроз поджелудочной железы, а также калькулезный холецистит.
По словам защитника, и он сам, и С.Магницкий неоднократно жаловались на условия содержания в СИЗО "Бутырки" /там он содержался до перевода в "Матросскую Тишину"/ и отсутствие должного лечения арестанта. Родственники С.Магницкого также уверены, что смерть наступила по халатности работников ФСИН, а значит тюремщики должны понести наказание.
Ранее сообщалось, что после смерти С.Магнитского родственникам не отдали его дневники, которые он вел в СИЗО, и в которых, в частности, описывал свои жалобы на состояние здоровья. По словам А.Реймера, у руководства ФСИН есть документы, свидетельствующие о том, что "вроде бы на обращения реакция была".
По словам директора ФСИН РФ, были выявлены ряд нарушений тюремного распорядка, допущенных в отношении С.Магнитского. В частности, ему приходилось находиться в переполненных камерах, где на одного человека приходилось менее 4 кв м площади, пропускать из-за допросов прогулки и помывки.
При этом А.Реймер отметил, что "не вправе оценивать причинно-следственную связь тех условий, в которых содержался Магнитский, и его смерти", так как расследование уголовного дела еще не закончено, а увольнения связаны с нарушениями, выявленными в ходе проверки.
Кроме того, А.Реймер сказал, что начальник "Бутырки" Вадим Магомедов будет понижен в должности, а не уволен. В свою очередь, официальный представитель ФСИН РФ Александр Кромин сообщил, что тем же указом президента РФ уволены со своих должностей начальник управления следственных изоляторов и тюрем ФСИН Валерий Телюха, начальник медицинского управления ФСИН Владимир Троицкий, а также начальники еще 7 управлений центрального аппарата службы. При этом А.Кромин отметил, что "освобождение их от занимаемых должностей напрямую не связано со смертью в СИЗО юриста Магнитского". "В их работе в результате проведенной служебной проверки были выявлены системные нарушения, связанные с обеспечением медицинской помощи", - подчеркнул представитель службы.
Кроме того, освобождены от исполнения обязанностей руководители управлений ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Московской области, Якутии, Татарстану, Республике Коми, Забайкальскому краю, Тульской, Тюменской, Вологодской и Воронежской областям. Массовые увольнения региональных руководителей ФСИН, с одной стороны, отводят от мысли о том, что смерть С.Магницкого, стала единственной причиной этих громких отставок. Но, с другой стороны, именно смерть юриста инвестфонда Hermitage Capital положила предел терпения президента РФ относительно беспредела, творящегося в российских тюрьмах.
Между тем, смерть С.Магнитского, по мнению ряда экспертов, получит резонанс не только и даже не столько в РФ, сколько за рубежом - за делом против Hermitage пристально следят инвесторы, в том числе, и на Западе. В этом случае следует говорить о возможной политической подоплеке сегодняшних громких отставок во ФСИН.
Между тем, в Госдуму внесен законопроект, запрещающий брать по стражу подозреваемых и обвиняемых в преступлениях в сфере экономической деятельности. Его автор – депутат нижней палаты парламента Антон Беляков - не скрывает, что его инициатива связана с гибелью в московском СИЗО юриста С.Магнитского и последовавшей затем реакции на этот инцидент Д.Медведева.
По мнению депутата, досудебное тюремное заключение давно и нередко используется правоохранительными органами с целью давления на подозреваемых и обвиняемых, "выбивания из них" нужных обвинению показаний. Особенно это касается лиц, совершивших экономические преступления: "Не снимая с лжепредпринимателей и граждан, уклоняющихся от уплаты налогов, ответственности за совершенные преступления, необходимо отметить, что данные деяния не являются социально опасными, не угрожают жизни и здоровью других граждан и содержание подозреваемых в нечеловеческих условиях российских тюрем противоречит гуманитарным нормам и используется для морального и физического давления на подозреваемых", - считает А.Беляков.
По его мнению, заключение недобросовестных предпринимателей до приговора суда в российские тюрьмы, условия содержания в которых вызывают ужас, не соответствует основной цели уголовного наказания – восстановлению социальной справедливости".
Изменения в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, касающиеся процедуры применения наказания и мер пресечения, будут внесены до конца января 2010 г, сообщил, в свою очередь, накануне первый заместитель министра юстиции РФ Александр Федоров.
"По результатам проверки обстоятельств гибели Магнитского будут сделаны самые серьезные выводы, однако, применительно ко всей уголовно-исполнительной системе в целом, выводы были сделаны давно", - отмечает он.
Смерть Магнитского – это отвратительная ситуация. Основные виновники здесь – это наши суды, полагает член Общественной палаты, известный адвокат Генри Резник во время обсуждения смерти юриста на слушаниях в Палате.
По мнению Г.Резника, суды не должны были отправлять больного человека, обвиняемого в экономическом преступлении, не связанном с насилием, под стражу. "В этом отношении уголовно-процессуальный кодекс РФ сформулирован великолепно: мера пресечения "содержание под стражей" применяется только при невозможности применить другую меру пресечения, - подчеркнул член Общественной палаты. – Однако часто ситуация складывается таким образом, что "закон отдельно, а наша судебная практика – отдельно".
Г.Резник также уверен, что содержание под стражей в РФ используется для того, чтобы оказать давление на людей, чтобы они дали нужные следствию показания.
Согласился с ним и председатель комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированию судебно-правовой системы, адвокат Анатолий Кучерена. "Я вас поддерживаю. Конечно, безобразия в судах очень много", - отметил он.
По его мнению, ответственность за смерть С.Магнитского лежит на следователе, который "должен был подумать", прежде чем выйти с ходатайством об аресте.
Как сказал в интервью ПРАЙМ-ТАСС политолог Станислав Белковский, громкие отставки в региональном руководстве ФСИН инициированы нынешним главой Минюста Александром Коноваловым и самим главой ФСИН РФ Александром Реймером ради передела административных и финансовых коммуникаций в ведомстве, курирующем российские тюрьмы. А смерть Магницкого ими используется как веский повод осуществить свои планы. "Коновалов и Реймер хотят избавиться от людей, которые достались ФСИН от бывшего руководителя этого ведомства /Юрия/ Калинина", - добавляет. Понятно, что отставки верхушку ФСИН, проблем в этой системы не решают. Нужно менять состояние российских тюрем, содержание в которых европейцы приравнивают к пыткам. Нужны инвестиции, чтобы строить новые тюрьмы. Кроме того, нужно проводить амнистию, чтобы уменьшить количество заключенных в стране. Отставками главы ФСИН Москвы эти задачи не решаются, считает эксперт. "Идет передел собственности и сфер влияния в системе исполнения наказаний, и смерть Магницкого, повторюсь, здесь ни причем", - заключает С.Белковский.